Подать заявку

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

shipping-iconДОСТУПНО

Подключение наших информационных комплексов возможно для неограниченного числа пользователей.

comment-iconУДОБНО

Пользоваться нашими комплексами можно на любом устройстве, подключенном к сети Интернет.

star-iconАКТУАЛЬНО

Комплексы регулярно пополняются, вы всегда имеете доступ к новейшей информации в сфере горного дела.

money-iconПОДДЕРЖКА 24/7

После подключения комплексов мы оказываем постоянную поддержку и проводим консультации.
  1. Книги
  2. Журналы
  3. НПА
  4. Видео

Статистика читателя

Статистика не доступа неавторизованным пользователям!
Сортировка:
Показать:

Закон Московской области «О порядке предоставления участков недр местного значения»

  • Рубрики: Законодательство субъектов Российской Федерации
  • Язык: *

27 апреля 2012 года N 39/2012-ОЗ

Принят

постановлением

Московской областной Думы

от 19 апреля 2012 г. N 9/13-П

 

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

Статья 1

 

1. Настоящим Законом устанавливается порядок предоставления участков недр местного значения на территории Московской области.

2. В целях настоящего Закона применяются понятия и термины, определенные Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах").

 

Статья 2

 

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляется уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области (далее - уполномоченный орган) по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

 

Статья 3

 

1. Право пользования участками недр местного значения, включенными в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, предоставляется субъектам предпринимательской деятельности (далее - заявитель) для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых уполномоченным органом по результатам аукциона, за исключением случаев, установленных статьей 4 настоящего Закона.

2. Порядок и условия проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения, в том числе порядок принятия решений о проведении аукционов, основания отказа в приеме заявок на участие в аукционе, порядок принятия решений об утверждении результата аукциона и порядок формирования и работы аукционных комиссий определяются Правительством Московской области в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".

 

Статья 4

 

1. По решению уполномоченного органа право пользования участками недр местного значения предоставляется:

1) для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

2) для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом в случае, если участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых, включен в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом;

3) для краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

4) для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в случае, если участок недр местного значения включен в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом.

2. Заявитель подает в уполномоченный орган заявление на предоставление права пользования участками недр местного значения в случаях, установленных частью 1 настоящей статьи.

Требования к заявлению на предоставление права пользования участками недр местного значения и прилагаемым к нему документам, порядок и сроки рассмотрения заявлений устанавливаются уполномоченным органом.

3. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении права пользования участками недр местного значения или об отказе в его предоставлении в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней.

 

Статья 5

 

1. Отказ в приеме заявления на предоставление права пользования участком недр местного значения, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона по решению уполномоченного органа может последовать в следующих случаях:

1) заявление на предоставление права пользования участком недр местного значения подано с нарушением установленных требований;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

2. Уполномоченный орган в письменной форме уведомляет заявителя об отказе в приеме заявления на получение права пользования участком недр местного значения с указанием причин отказа в срок не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Отказ не лишает заявителя права повторно обратиться с заявлением на предоставление права пользования тем же участком недр в случае изменения обстоятельств, послуживших причиной отказа в приеме заявления на предоставление права пользования данным участком недр, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи.

 

Статья 6

 

Документом, удостоверяющим право пользования участком недр местного значения, является лицензия на пользование участками недр местного значения.

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Правительством Московской области.

 

Статья 7

 

1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Московской области N 29/2009-ОЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения".

 

Губернатор Московской области

Б.В. Громов

27 апреля 2012 года

N 39/2012-ОЗ

Закон Тюменской области «О недропользовании в Тюменской области»

  • Рубрики: Законодательство субъектов Российской Федерации
  • Язык: *

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

Закон Тюменской области

О недропользовании в Тюменской области

 

Принят постановлением Тюменской областной Думы от 22.09.2005г. №2348

Текст документа с измененями, внесенными

Законом Тюменской области от 03.03.2007г. №548

Законом Тюменской области от 26.12.2008г. №90

Законом Тюменской области от 06.07.2009г. №43

Законом Тюменской области от 09.11.2011г. №82

Законом Тюменской области от 07.04.2012г. №24

 

В соответствии с федеральным законодательством настоящий Закон регулирует отношения недропользования в Тюменской области.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

общераспространенные полезные ископаемые в Тюменской области - находящиеся в Тюменской области полезные ископаемые, перечень которых утверждается в порядке, установленном федеральным законодательством;

территориальная программа развития минерально-сырьевой базы - областная целевая программа, комплекс мероприятий которой направлен на воспроизводство минерально-сырьевой базы и включает в себя работы по геологическому изучению недр, научно-исследовательские, опытно-констукторские и иные работы;

территориальная программа использования минерально-сырьевой базы - областная целевая программа, комплекс мероприятий которой направлен на вовлечение ресурсного потенциала фонда недр в хозяйственный оборот Тюменской области.

 

Статья 2. Полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере регулирования отношений недропользования

 

1. К полномочиям Тюменской областной Думы в сфере регулирования отношений недропользования относится:

1) принятие областных законов;

2) толкование областных законов;

3) контроль за исполнением областных законов.

 

2. К полномочиям исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере регулирования отношений недропользования относится:

1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

2) разработка, утверждение и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

3) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов;

4) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

5) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр в Тюменской области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

6.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

7) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

8) участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

9) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

10) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

11) установление порядка пользования участками недр местного значения;

12) принятие решений о предоставлении участков недр в пользование в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О недрах»;

12.1) установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения;

13) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

14) утверждение и реализация областных целевых программ в сфере недропользования;

15) корректировка мероприятий областных целевых программ исходя из объема их финансирования, предусмотренного законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

16) иные полномочия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Тюменской области, нормативными правовыми актами Тюменской области.

 

 

3. Полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.

 

4. В целях координации взаимодействия в вопросах регулирования отношений в сфере недропользования при Правительстве Тюменской области могут быть созданы межведомственные комиссии, рабочие (экспертные) группы, научно-технические советы, другие органы.

 

5. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере недропользования.

 

Статья 3. Предоставление участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых

 

Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются Правительством Тюменской области.

 

Статья 3.1. Переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения

 

Переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

 

Статья 4. - утратила силу в соответствии с Законом Тюменской области от 06.07.2009г. №43 см. старую редакцию

 

Статья 5. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

 

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

 

Статья 6. - утратила силу в соответствии с Законом Тюменской области от 07.04.2012г. №24 см. старую редакцию

 

Статья 6.1. - утратила силу в соответствии с Законом Тюменской области от 06.07.2009г. №43 см. старую редакцию

 

Статья 7. Разработка и реализация территориальных программ и проектов развития и использования минерально-сырьевой базы

 

1. Территориальная программа развития минерально-сырьевой базы состоит из подпрограмм и включает в себя следующие мероприятия:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

2) проектирование и производство геологоразведочных работ и инженерно-геологических изысканий;

3) работы, направленные на защиту и охрану недр от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) работы по организации и ведению государственного мониторинга геологической среды;

5) иные работы, направленные на развитие минерально-сырьевой базы Тюменской области.

 

2. Территориальная программа использования минерально-сырьевой базы включает в себя следующие мероприятия:

1) проектирование, строительство, реконструкцию сооружений и иных объектов использования минерально-сырьевой базы области;

2) работы по подготовке фонда недр к лицензированию;

3) работы с распределенным фондом недр;

4) иные работы, связанные с использованием минерально-сырьевой базы Тюменской области.

 

Статья 8. Территориальный фонд геологической информации

 

1. Создание, ведение территориального фонда геологической информации, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти области либо иная организация на основании договора.

 

2. Порядок создания, ведения и распоряжения территориальным фондом геологической информации устанавливается Правительством Тюменской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 9. Финансирование расходов в сфере недропользования

 

Финансирование расходов в сфере недропользования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 10. Переходные положения

 

1. До установления федеральным законодательством порядка лицензирования работ по геологическому изучению и разведке общераспространенных полезных ископаемых лицензии на геологическое изучение и разведку общераспространенных полезных ископаемых выдаются уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

 

2. До выделения совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения положения настоящего Закона не распространяются на строительство подземных транспортных сооружений, линий коммуникаций, в том числе для водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения, связи, а также иных сооружений.

 

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор Тюменской области

С.С. Собянин

06 октября 2005 г.

№ 402    г. Тюмень

Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О недропользовании»

  • Рубрики: Законодательство субъектов Российской Федерации
  • Язык: *

Закон

Ханты-Мансийского втономного округа
от 18 апреля 1996 г. N 15-оз
"О недропользовании"
(с изменениями от 25 июня 1998 г., 19 марта, 16 ноября 2001 г., 4 апреля 2002 г., 31 декабря 2004 г., 24 ноября 2006 г., 27 марта, 13 декабря 2007 г., 8 мая 2009 г., 2 февраля 2010 г., 7 июля 2011 г.)

 

Принят Думой

Ханты-Мансийского автономного округа

9 апреля 1996 года

 

Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, возникающие в процессе геологического изучения, использования (в том числе для целей поисков, разведки и добычи полезных ископаемых) недр, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, охраной недр и в связи с реализацией исполнительными органами государственной власти автономного округа своих полномочий в установленных федеральными законами пределах по управлению государственным фондом недр.

 

Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и интересов граждан и пользователей недр в процессе недропользования, а также закрепляет правовые условия, обеспечивающие экологическую безопасность, сохранение традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера при пользовании недрами на территории автономного округа.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Законодательство автономного округа о недропользовании

 

Законодательство автономного округа о недропользовании состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

 

Статья 2. Участие автономного округа в соглашениях о разделе продукции

 

1. Регулирование участия автономного округа в соглашениях о разделе продукции в связи с поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

 

2. Уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа и их должностные лица обязаны учитывать требования настоящего Закона при внесении предложений по условиям недропользования в проекты разрабатываемых соглашений о разделе продукции в целях поисков, разведки и добычи полезных ископаемых.

 

Статья 3. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов при пользовании недрами

 

Отношения, связанные с использованием и охраной земельных, водных и лесных ресурсов, растительного, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов, возникающие при пользовании недрами на территории автономного округа, регулируются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

 

Статья 4. Недропользование на территории автономного округа

 

Настоящий Закон регулирует отношения недропользования на территории автономного округа с учетом закрепленных законодательством Российской Федерации положений:

 

1) о государственной собственности на недра;

 

2) о разрешительном характере предоставления права пользования нед-рами либо (в случаях, предусмотренных федеральным законодательством) о предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции;

 

3) о перечне оснований получения, перехода и прекращения права пользования недрами, закрепленных федеральным законом;

 

4) о состязательности при выборе пользователя недр в процессе проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами;

 

5) о платности пользования недрами;

 

6) о рациональном и комплексном пользовании недрами в пределах предоставленных в пользование участков недр;

 

7) о минимально технически возможном воздействии на окружающую среду при пользовании недрами;

 

8) о сочетании экономических интересов пользователей недр и государства;

 

9) об обеспечении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера;

 

10) о возвратности участков недр;

 

11) о государственном мониторинге геологической среды;

 

12) о закреплении в лицензии на пользование недрами обязательных условий пользования недрами;

 

13) о государственном контроле и надзоре за деятельностью пользователей недр.

 

Глава II. Управление государственным фондом недр на территории автономного округа

 

Статья 5. Государственный фонд недр на территории автономного округа

 

1. Недра на территории автономного округа, включая подземные пространства и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, в соответствии с федеральным законом являются государственной собственностью.

 

2. На территории автономного округа в соответствии с федеральными законами запрещается отчуждение участков недр, в том числе посредством совершения гражданских сделок.

 

3. В соответствии с федеральными законами право собственности на добытые из недр полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы переходит к владельцу права пользования таким участком недр по условиям лицензии на пользование недрами или соглашения о разделе продукции.

 

Статья 6. Управление государственным фондом недр на территории автономного округа

 

1. Управление государственным фондом недр на территории автономного округа осуществляет уполномоченный Губернатором автономного округа исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации топливно-энергетического комплекса и рационального использования углеводородного сырья (далее - уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа).

 

2. В соответствии с федеральным законодательством Правительством автономного округа могут заключаться соглашения с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий в сфере управления государственным фондом недр.

 

 

Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа по регулированию отношений в сфере недропользования

 

Статья 7. Полномочия Думы автономного округа по регулированию отношений недропользования

 

К полномочиям Думы автономного округа в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

 

1) регулирование отношений недропользования в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами;

 

2) установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

3) принятие решений по проектам федеральных законов, утверждающих перечни участков недр, расположенных на территории автономного округа, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и внесение в установленном порядке таких проектов федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

 

4) утверждение условий участия представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа в комиссиях и управляющих комитетах, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием исполнительных органов государственной власти автономного округа для целей подготовки проектов соглашений о разделе продукции, координации работ при реализации названных соглашений соответственно;

 

5) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих отношения недропользования на территории автономного округа;

 

6) законодательная защита интересов коренных малочисленных народов Севера и интересов граждан, проживающих на территории автономного округа.

 

Статья 8. Полномочия Правительства автономного округа в сфере недропользования на территории автономного округа

 

К полномочиям Правительства автономного округа в сфере недропользования относятся:

 

1) определение порядка разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы (программ геологического изучения недр);

 

2) определение порядка составления территориального баланса запасов полезных ископаемых и территориального кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых автономного округа, а также учета участков недр автономного округа, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

3) создание территориального фонда геологической информации автономного округа, определение порядка сбора, систематизации и хранения геологической и иной информации о недрах в территориальном фонде геологической информации, распоряжение геологической и иной информацией о недрах, полученной за счет средств бюджета автономного округа и местных бюджетов;

 

4) обеспечение защиты прав коренных малочисленных народов Севера;

 

5) обеспечение защиты имущественных интересов автономного округа при исполнении на территории автономного округа заключаемых с пользователями недр договоров об условиях пользования недрами и соглашений о разделе продукции;

 

6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

 

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования на территории муниципальных образований

 

1. Органы местного самоуправления осуществляют регулирование отношений недропользования в границах муниципальных образований в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

 

2. Утратил силу.

 

Глава IV. Пользование недрами на территории автономного округа

 

Статья 10. Пользователи недр

 

1. В соответствии с федеральным законом пользователями недр на территории автономного округа могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

 

2. Требования к наличию у пользователей недр разрешений (лицензий) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, либо заключенных договоров с организациями, имеющими право на осуществление таких видов деятельности, определяются в соответствии с федеральным законом.

 

3. Права и обязанности пользователей недр в соответствии с федеральным законом возникают с момента государственной регистрации лицензий на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

 

Статья 11. Предоставление прав пользования недрами

 

Основания возникновения прав пользования участками недр на территории автономного округа устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 12. Виды пользования недрами

 

1. Недра на территории автономного округа в соответствии с федеральными законами предоставляются в пользование для:

 

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого- геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

 

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

 

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

 

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

 

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

 

2. Участок недр в соответствии с федеральным законом может быть предоставлен в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых.

 

Статья 13. Сроки пользования недрами

 

Сроки пользования недрами и порядок их исчисления определяются в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 14. Предоставление, оборот, временное приостановление, ограничение и прекращение прав пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

 

Отношения по предоставлению, обороту, временному приостановлению, ограничению и прекращению прав пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и порядок пользования такими участками недр устанавливаются законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

Статья 15. Утратила силу.

 

Статья 16. Переход права пользования недрами и переоформление лицензии на пользование недрами

 

1. Право пользования участком недр на территории автономного округа переходит к другому лицу по основаниям и в порядке, определенным федеральным законом.

 

2. При переходе права пользования недрами, а также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр лицензия на пользование участками недр в соответствии с федеральным законодательством подлежит переоформлению.

 

Статья 17. Застройка площадей залегания полезных ископаемых

 

1. В соответствии с порядком предоставления горных отводов при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения нефти, газа или теплоэнергетических вод, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных работ, в том числе границы населенных пунктов, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

 

2. В соответствии с федеральным законодательством проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

 

3. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений в соответствии с федеральным законодательством допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

 

4. В соответствии с федеральным законодательством разрешение на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с лицензией на пользование недрами и проектом проведения указанных работ выдается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.

 

Статья 18. Пользование объектами общей инфраструктуры и коммуникациями в процессе недропользования

 

При осуществлении работ в границах участка недр на территории автономного округа пользователи недр пользуются объектами общей инфраструктуры и коммуникациями на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 19. Возмещение затрат пользователей недр, право пользования недрами которых досрочно прекращено

 

В случае выставления на конкурс или аукцион изъятых из пользования участков недр, на которых построены объекты инфраструктуры и иные промысловые объекты за счет конкретного пользователя недр (право пользования недрами которого досрочно прекращено), Правительство автономного округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган согласованные с прежним пользователем недр предложения об условиях компенсации прежнему пользователю недр ранее произведенных затрат на строительство объектов инфраструктуры и иных промысловых объектов в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр.

 

 

Глава V. Лицензирование пользования недрами на территории автономного округа

 

Статья 20. Государственная система лицензирования

 

В соответствии с федеральным законом на территории автономного округа действует государственная система лицензирования - единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

 

Статья 21. Объект лицензирования при предоставлении недр в пользование

 

При организации и проведении на территории автономного округа конкурсов или аукционов на право пользования недрами, а также при определении условий лицензий на пользование участками недр Правительство автономного округа или уполномоченные им представители вносят в федеральный орган управления государственным фондом недр либо его территориальный орган предложение по размеру минимального (неделимого) участка недр, предоставляемого в пользование, где линейные размеры площади поверхности земли - одна минута по долготе и одна минута по широте, а выделяемый в пользование на территории автономного округа участок недр должен состоять из целого числа минимальных участков.

 

Статья 22. Лицензионное оформление права пользования недрами

 

Право пользования участками недр на территории автономного округа в соответствии с федеральным законодательством оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

 

Статья 23. Порядок получения лицензий на пользование недрами

 

1. Порядок выдачи, оформления, государственной регистрации, переоформления, хранения, учета и аннулирования лицензий на пользование недрами определяется в соответствии с федеральным законодательством.

 

2. Порядок выдачи, оформления, государственной регистрации, переоформления, хранения, учета и аннулирования лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в соответствии с законодательством автономного округа.

 

Статья 24. Проведение конкурсов или аукционов на право пользования недрами на территории автономного округа

 

1. В соответствии с федеральным законодательством конкурсы или аукционы на право пользования недрами на территории автономного округа проводятся на основании решений федеральных органов государственной власти или органов государственной власти автономного округа, принятых в соответствии с их компетенцией.

 

2. При участии в подготовке условий конкурсов или аукционов на право пользования недрами, решение о проведении которых принимается федеральными органами государственной власти, Правительство автономного округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в условия проводимых конкурсов или аукционов следующих условий:

 

1) о выполнении пользователями недр на территории автономного округа природоохранных программ;

 

2) об обязанностях пользователей недр по согласованию схем размещения промысловых объектов в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр с коренными малочисленными народами Севера, если в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр находятся территории традиционного природопользования;

 

3) о компенсации лицам из числа коренных малочисленных народов Севера причиненных убытков в связи с нарушением либо ограничением традиционного природопользования и хозяйствования с определением форм и объемов такой компенсации;

 

4) о наличии трудовых, финансовых и производственных ресурсов, необходимых для соответствующего вида пользования недрами.

 

Статья 25. Изменение условий действующей лицензии на пользование недрами

 

1. Основания для изменения действующих лицензий на пользование недрами на территории автономного округа определяются в соответствии с федеральным законом.

 

2. В случае открытия нового месторождения полезных ископаемых в границах участка недр, предоставленного в пользование на территории автономного округа, Правительство автономного округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения по изменению условий предоставленных лицензий на пользование недрами в течение трех календарных месяцев с даты проведения геологической экспертизы по факту открытия нового месторождения.

 

Статья 26. Права и обязанности пользователей недр

 

1. Права и обязанности пользователей недр в части рационального использования и охраны недр, а также безопасного ведения работ при недропользовании в границах территории автономного округа независимо от вида пользования недрами определяются в соответствии с федеральным законодательством.

 

2. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа могут устанавливать дополнительные требования для пользователей недр в части рационального использования и охраны недр, а также охраны окружающей среды и санитарного благополучия населения в связи с географическими, климатическими и этническими особенностями автономного округа, если устанавливаемые дополнительные требования не противоречат федеральному законодательству.

 

Глава VI. Определение условий пользования недрами в лицензии

 

Статья 27. Предложения по условиям пользования недрами, вносимые в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган

 

1. При подготовке условий конкурсов или аукционов на право пользования недрами, проводимых на территории автономного округа для целей разведки и добычи полезных ископаемых, а также при определении условий лицензий на пользование участками недр Правительство автономного округа или уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа направляет в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в текст выдаваемых лицензий (помимо предусмотренных федеральным законом) условий пользования недрами в части:

 

1) сроков строительства и ввода в эксплуатацию промысловых объектов;

 

2) сроков пересчета запасов полезных ископаемых в границах участка недр и представления отчета о пересчете запасов полезных ископаемых;

 

3) сроков и объемов реализации проектных технологических документов на разведку и добычу полезных ископаемых;

 

4) условий принятия пользователями недр промысловых объектов, построенных за счет бюджетных средств;

 

5) согласования с коренными малочисленными народами Севера схем размещения промысловых объектов в границах территорий традиционного природопользования;

 

6) участия пользователей недр в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в административно-территориальных границах которых осуществляются разведка и добыча полезных ископаемых;

 

7) согласования с исполнительными органами государственной власти автономного округа технических заданий на разработку проектной документации на стадии обустройства месторождений для добычи полезных ископаемых;

 

8) места перехода права собственности на добытые полезные ископаемые (минеральное сырье) к пользователю недр;

 

9) представления одного экземпляра проектной (технологической) документации на разработку месторождения полезных ископаемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа;

 

10) мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности автономного округа.

 

Статья 28. Предложения по условиям пользования недрами для целей разведки и добычи углеводородов на территории автономного округа

 

1. При подготовке условий конкурсов или аукционов на право пользования недрами для целей разведки и добычи углеводородов на территории автономного округа, а также при определении условий лицензий на пользование недрами в целях разведки и добычи углеводородов Правительство автономного округа или уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в условия конкурса (аукциона) либо выдаваемые лицензии на право пользования недрами следующих условий недропользования:

 

1) определение объекта промышленной эксплуатации в форме конкретных залежей полезных ископаемых и их границ на момент предоставления права пользования недрами;

 

2) минимальный объем геологоразведочных работ в физическом выражении;

 

3) условия возмещения произведенных из бюджета автономного округа фактических затрат (в том числе посредством передачи пользователю недр ранее аккумулируемых в бюджете автономного округа отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы) на геологическое изучение конкретного участка недр, предоставляемого для разведки и добычи углеводородов;

 

4) сроки работ по доразведке месторождения и пересчету запасов полезных ископаемых по результатам доразведки;

 

5) сроки постановки на государственный баланс разведанных запасов полезных ископаемых;

 

6) сроки представления результатов подсчетов запасов полезных ископаемых;

 

7) сроки сдачи керна в территориальный геологический фонд, в том числе в специализированное государственное кернохранилище автономного округа;

 

8) порядок использования информации о недрах, полученной за счет бюджетных средств, а также промысловых объектах, построенных за счет бюджетных средств;

 

9) условия изменения установленных в лицензии параметров разработки, в том числе условий добычи полезных ископаемых;

 

10) порядок пересмотра условий пользования недрами при изменении горно-геологических и экономических условий пользования недрами, в том числе в связи с открытием новых месторождений (залежей) полезных ископаемых;

 

11) сроки разработки и утверждения технологической проектной документации при разработке месторождения полезных ископаемых и проектов обустройства участка недр;

 

12) представление одного экземпляра проектной (технологической) документации на разработку месторождения полезных ископаемых в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа;

 

13) сроки оценки уровня загрязнения окружающей среды в границах участка недр на дату выдачи лицензии;

 

14) процент утилизации попутного газа;

 

15) наличие отдельного узла (узлов) учета продукции (углеводородов) для каждого участка недр при добыче углеводородов;

 

16) мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности автономного округа.

 

2. При проведении конкурсов или аукционов на право пользования недрами либо при определении условий лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа Правительство автономного округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган предложения о включении в условия таких конкурсов или аукционов либо в выдаваемые лицензии на пользование недрами условий о порядке и сроках представления владельцами лицензий в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа промысловой информации, в том числе по объемам добытых в отчетный период полезных ископаемых.

 

Глава VII. Промышленная эксплуатация недр

 

Статья 29. Общие требования к условиям разведки и добычи полезных ископаемых и иной промышленной эксплуатации недр

 

1. Общие требования к разработке месторождений (залежей) полезных ископаемых, разработке и соблюдению проектной документации, рациональному использованию и охране недр определяются в соответствии с федеральным законодательством.

 

2. Утратил силу.

 

3. Пользователи недр, получившие лицензию на право пользования недрами для целей добычи (разведки и добычи) полезных ископаемых на территории автономного округа, направляют сведения в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа о заключенных договорах с профессиональными горноспасательными и пожарными частями (службами) по предупреждению и ликвидации аварий и пожаров, в том числе открытых нефтяных и газовых фонтанов, и пожаров на нефтегазопромыслах.

 

Статья 30. Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр

 

1. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

 

2. Подготовка, согласование и утверждение технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 31. Отходы горного производства (техногенные образования) и хранилища временно не используемых добытых полезных ископаемых

 

1. Отходы горного производства (техногенные образования) и хранилища временно не используемых добытых полезных ископаемых, полученные в результате разработки месторождения полезных ископаемых либо иной промышленной эксплуатации недр на территории автономного округа, в соответствии с федеральным законодательством подлежат паспортизации.

 

2. Проектирование, строительство и эксплуатация объектов по переработке отходов горного производства (техногенных образований), полученных в результате добычи полезных ископаемых или иной промышленной эксплуатации недр, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3. Отходы горного производства (техногенные образования), в том числе отвалы вскрышных пород, другие отходы горного производства, а также хранилища временно не используемых полезных ископаемых, имеющие перспективу утилизации, должны быть размещены с учетом требований к безопасному ведению работ в границах участка недр и допустимых нормативов в области охраны окружающей среды.

 

Статья 32. Консервация и (или) ликвидация горных выработок, скважин и иных промысловых объектов в границах участка недр

 

1. В соответствии с федеральным законодательством работы по ликвидации и (или) консервации осуществляются пользователями недр за счет собственных средств, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, согласно утвержденной проектной документации с выделением в ней планируемых объемов финансирования работ по ликвидации и консервации.

 

2. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа участвует в установленном порядке в согласовании разработанных пользователями недр технических заданий на составление проекта консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин и иных промысловых объектов.

 

3. Требования к содержанию проекта ликвидации и (или) консервации промысловых объектов (включая работы по рекультивации нарушенных и загрязненных земель и восстановлению загрязненных и засоренных водных объектов в границах участка недр или его части), порядок проведения государственной экспертизы проектной документации определяются в соответствии с федеральным законодательством.

 

Глава VIII. Геологическое изучение недр. Геологическая и иная информация о недрах

 

Статья 33. Геологическое изучение недр

 

1. В соответствии с федеральным законодательством геологическое изучение недр на территории автономного округа может осуществляться за счет бюджетных средств, а также за счет собственных средств пользователей недр.

 

2. Программы (планы) доразведки (разведки) участка недр должны включать конкретные работы по бурению поисковых, разведочных и оценочных скважин на геологические объекты с определением их количества и глубины, объемов и интервала отбора керна, по сейсмическим и геофизическим исследованиям, обработке полученных материалов и керна, а также срокам завершения таких работ.

 

3. В соответствии с федеральным законодательством после завершения работ по доразведке (разведке) участка недр пользователь недр представляет геологический отчет в федеральный и территориальный фонды геологической информации, производит пересчет запасов полезных ископаемых с представлением результатов на государственную экспертизу в сроки, определяемые в лицензии (ее текстовых приложениях), а также обязан заявить о сроках начала разработки участка недр либо сроках его возврата в государственный ф

Кодекс Республики Башкортостан о недрах

  • Рубрики: Законодательство субъектов Российской Федерации
  • Язык: *

Кодекс Республики Башкортостан о недрах

 

(в ред. Законов РБ от 14.07.1998 № 170-з,

от 11.03.2001 № 204-з, от 20.03.2003 № 491-з,

от 23.12.2004 № 136-з, 03.11.2006 № 369-з,

от 10.12.2007 № 490-з, от 27.11.2008 № 74-з,

от 05.02.2009 № 94-з, от 15.07.2009 № 160-з,

от 01.02.2010 № 215-з, от 25.05.2010 № 266-з)

 

Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-13/27

 

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Республики Башкортостан, использованием отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, а также в связи с изучением, добычей и охраной подземных вод.

Настоящий Кодекс содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан, а также прав пользователей недр.

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан о недрах

Законодательство Республики Башкортостан о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

(часть первая в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Настоящий Кодекс действует на всей территории Республики Башкортостан.

Часть третья утратила силу. - Закон РБ от 20.03.2003 № 491-з.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством.

(в ред. Закона РБ от 05.02.2009 № 94-з)

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, регулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции при пользовании недрами, и основные правовые условия таких соглашений регулируются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений недропользования

Республика Башкортостан принимает свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

(в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляются Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

(часть вторая в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им законодательством полномочий. Принимаемые ими нормативные правовые акты не должны противоречить настоящему Кодексу.

(в ред. Законов РБ от 11.03.2001 № 204-з, от 23.12.2004 № 136-з)

 

Статья 3. Право собственности на недра

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Недра в границах территории Республики Башкортостан, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы разграничения государственной собственности на недра, владения, пользования и распоряжения недрами на территории Республики Башкортостан находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Часть вторая утратила силу. - Закон РБ от 23.12.2004 № 136-з.

 

Статья 4. Государственный фонд недр

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

 

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр, в том числе в пределах территории Республики Башкортостан.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Республики Башкортостан в интересах ее многонационального народа и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.

Федеральные органы исполнительной власти и Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий утверждают федеральные и республиканские программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр на территории Республики Башкортостан и в установленном порядке решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей среды.

(в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

Координация деятельности в сфере отношений недропользования на территории Республики Башкортостан с федеральным органом управления государственным фондом недр осуществляется Правительством Республики Башкортостан и республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования.

 

Статья 5. Утратила силу. – Закон РБ от 05.02.2009 № 94-з.

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования

(в ред. Законов РБ от 23.12.2004 № 136-з, от 20.03.2003 № 491-з)

К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Башкортостан относятся:

(в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

1) разработка, принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

4) создание и ведение республиканского фонда геологической информации; распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета Республики Башкортостан и соответствующих местных бюджетов;

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление республиканских балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Башкортостан формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения;

(в ред. Законов РБ от 23.12.2004 № 136-з, от 05.02.2009 № 94-з)

8) утратил силу. - Закон РБ от 23.12.2004 № 136-з;

9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

11) утратил силу. - Закон РБ от 23.12.2004 № 136-з;

12) участие Республики Башкортостан в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

(в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

14) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;

(в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

141) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

(п. 141 введен Законом РБ от 03.11.2006 № 369-з)

15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Реализация полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования на территории Республики Башкортостан возлагается на Правительство Республики Башкортостан и республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования

(в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

(в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

(в ред. Закона РБ от 10.12.2007 № 490-з)

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 22 настоящего Кодекса;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) утратил силу. - Закон РБ от 23.12.2004 № 136-з.

 

Глава 2. Пользование недрами

 

Статья 8. Виды пользования недрами

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

(в ред. Закона РБ от 05.02.2009 № 94-з)

 

Статья 9. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

(часть первая в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

(часть третья в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

Часть четвертая утратила силу. – Закон РБ от 15.07.2009 № 160-з.

Горные отводы на добычу общераспространенных полезных ископаемых предоставляются республиканским органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.

(часть пятая в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Горные отводы на добычу полезных ископаемых (кроме общераспространенных), строительство, эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов предоставляются в порядке, установленном федеральным органом государственного горного надзора.

(часть шестая в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Часть седьмая утратила силу. - Закон РБ от 20.03.2003 № 491-з.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

При необходимости разработки месторождений (залежей) различных видов полезных ископаемых, залегающих на одной площади, но на разных глубинах, горные отводы предоставляются отдельно для разработки каждого месторождения (залежи). В этом случае, а также при разработке крупного месторождения полезных ископаемых несколькими предприятиями последовательность отработки месторождений или их частей и взаимоувязка горных работ должны обеспечить наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр разведанных запасов и выполнение требований безопасности.

Часть десятая утратила силу. - Закон РБ от 20.03.2003 № 491-з.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок - траншей, штолен, шахтных стволов, тоннелей, а также бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

 

Статья 10. Ограничение пользования недрами

(в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности, безопасной жизнедеятельности населения и охраны окружающей среды.

(в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным и социальным объектам или окружающей среде.

(в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

Часть третья утратила силу. - Закон РБ от 20.03.2003 № 491-з.

Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

 

Статья 11. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе  продукции – с даты вступления такого соглашения в силу.

(статья 11 в ред. Закона РБ от 05.02.2009 № 94-з)

 

Статья 12. Сроки пользования участками недр

(в ред. Закона РБ от 11.03.2001 № 204-з)

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются для:

геологического изучения - на срок до 5 лет;

добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 25.1 настоящего Кодекса - на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

(часть третья в ред. Закона РБ от 23.12.2004 № 136-з)

Порядок продления срока пользования участками недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензии на пользование этими участками недр.

 

Статья 13. Основания возникновения права пользования участками недр, находящимися на территории Республики Башкортостан

Основаниями возникновения права пользования участками недр, находящимися на территории Республики Башкортостан, являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое:

по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;

для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители республиканского органа исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом;

для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;

для образования особо охраняемых геологических объектов;

4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

5) решение республиканского органа исполнительнойвласти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

6) принятое в соответствии с законодательством Республики Башкортостан решение республиканского органа исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования:

о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено;

(п. 6 в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

7) переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

8) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»;

9) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

(статья 13 в ред. Закона РБ от 05.02.2009 № 94-з)

 

Статья 14. Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

(часть первая в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользоваться участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователями недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

(в ред. Закона РБ от 20.03.2003 № 491-з)

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

(часть пятая в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

 

Статья 15. Содержание лицензии на пользование недрами

Лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, наименование органов, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование, в документах горного или геологического отводов;

4) указание границ земельного участка или акватории внутренних водоемов, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

(в ред. Закона РБ от 10.12.2007 № 490-з)

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями внутренних водоемов;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

(в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, геолого-экологическому мониторингу, технологии производства и безопасному ведению работ;

(в ред. Закона РБ от 15.07.2009 № 160-з)

10) порядок и сроки подготовки проекта ликвидации или консервации горных выработок и проекта рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими федеральному закону.

(в ред. Законов РБ от 23.12.2004 № 136-з, от 15.07.2009 № 160-з)

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

 

Статья 16. Утратила силу. - Закон РБ от 23.12.2004 № 136-з.

 

Статья 161. Конкурсы или аукционы на право пользования участками недр

(статья 161 в ред. Закона РБ от 05.02.2009 № 94-з)

Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территории Республики Башкортостан, осуществляются:

1) Правительством Российской Федерации относительно участков недр федерального значения;

2) республиканским органом исполнительной власти Республики Башкортостан  в сфере регулирования отношений недропользования относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения;

3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона, органами, указанными в части первой настоящей статьи.

В состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются также представители республиканского органа исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования отношений недропользования.

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае, если конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса.

Объявления о предстоящих конкурсах на право пользования участками недр должны быть опубликованы в общероссийских и издаваемых на территории Республики Башкортостан средствах массовой информации не позднее чем за 90 дней, и объявления о предстоящих аукционах - не позднее чем за 45 дней до даты их проведения, считая с даты первого опубликования.

Выбор средств массовой информации для опубликования таких объявлений осуществляется органами, указанными в части первой настоящей статьи.

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр для заключения соглашения о разделе проду?

Авторизация

Фильтр

О комплексе

Контакты

Техническая поддержка сайта

  1. Книги
  2. Журнал
  3. НПА