Подать заявку

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Сортировка:
Показать:

Постановление об утверждении правил утверждения нормативов потерь ПИ

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2001 г. N 921

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

ПРИ ДОБЫЧЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТОЙ

СХЕМОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2007 N 76 ,

от 07.11.2008 N 833 , от 23.07.2009 N 605 , от 03.02.2012 N 82 )

 

В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

 

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 декабря 2001 г. N 921

 

ПРАВИЛА

УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

ПРИ ДОБЫЧЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ С ПРИНЯТОЙ

СХЕМОЙ И ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.02.2007 N 76 ,

от 07.11.2008 N 833 , от 23.07.2009 N 605 , от 03.02.2012 N 82 )

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются - нормативы потерь).

Письмом МПР РФ от 16.08.2002 N ПС-19-46/4467, Госгортехнадзора РФ от 13.08.2002 N АС-04-35/472 разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 год, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу данного документа повторному утверждению не подлежат.

Письмом МНС РФ от 09.09.2002 N ШС-6-21/1383 разъяснено, что нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу данного документа порядке, применяются с 1 января 2002 года.

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах".

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.07.2009 N 605 , от 03.02.2012 N 82 )

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

3(1). Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых", N 70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче", N 11-шрп "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах" и N 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды" за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

3(2). В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте "а" пункта 3(1) настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

3(3). Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами "б" - "ж" пункта 3(1) настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.

(п. 3(3) введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 82)

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 N 833)

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Постановление об утверждении правил учета нефти

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *
  • Читать on-line

Положение о государственном земельном надзоре

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *
  • Читать on-line

Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2010 г. N 39

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ,

СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ

ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.10.2011 N 817,

от 05.06.2013 N 476)

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

изменения, которые вносятся в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 20, ст. 1885).

2. Реализация полномочий Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

 

 

 

 

 

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 февраля 2010 г. N 39

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ,

СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.10.2011 N 817,

от 05.06.2013 N 476)

 

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", определяет органы государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (далее - государственный горный надзор), их полномочия, права, обязанности и порядок работы.

2. Задачами государственного горного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

3. Государственный горный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, являющимися органами государственного горного надзора, во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

4. Предметом проверок при осуществлении государственного горного надзора является:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

а) соблюдение пользователями недр требований промышленной безопасности на объектах, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, при их проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации, транспортировании опасных веществ, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих объектах;

б) соблюдение пользователями недр требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания, сооружения и природные объекты, в том числе при консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) соблюдение пользователями недр требований по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, при реализации технических проектов, планов (программ) и схем развития горных работ, а также иной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами;

г) правильность осуществляемых пользователями недр пространственных измерений и определений параметров горных разработок и подземных сооружений, положений участков строительства и эксплуатации подземных сооружений, границ горных отводов, границ ведения горных и взрывных работ, опасных зон, зон охраны от вредного влияния горных разработок и сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков, границ разноса бортов карьеров и разрезов;

д) соблюдение пользователем недр требований по организации пользователями недр контроля за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли, осуществлением специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, горных ударов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород;

е) проведение маркшейдерских наблюдений, необходимых для обеспечения нормального технологического цикла и достоверного учета горных работ и прогнозирования опасных ситуаций, соблюдение установленных требований по ведению маркшейдерской документации при пользовании недрами и обеспечению ее сохранности;

ж) правильность использования взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование на объектах, связанных с пользованием недрами, а также соблюдение требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ на объектах, связанных с пользованием недрами;

з) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 N 817;

и) соблюдение пользователями недр, эксплуатирующими опасные производственные объекты, связанные с пользованием недрами, требований по обеспечению проведения подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного горного надзора, организацией и проведением проверок пользователей недр, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

6. Должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющими государственный горный надзор, являются:

а) руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководитель подразделения центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора;

в) заместители руководителя подразделения центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов, заместители начальников отделов подразделения центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которого находятся вопросы государственного горного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в подразделении центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которого находятся вопросы государственного горного надзора, одновременно по должности являющиеся главными государственными инспекторами государственного горного надзора;

д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в подразделении центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которого находятся вопросы государственного горного надзора, одновременно по должности являющиеся государственными инспекторами государственного горного надзора;

е) руководители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора, одновременно по должности являющиеся главными государственными инспекторами государственного горного надзора на соответствующих территориях;

и) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора, одновременно по должности являющиеся государственными инспекторами государственного горного надзора на соответствующих территориях.

7. Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный горный надзор, осуществляют государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в соответствии с Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

8. Функциональные обязанности и права должностных лиц, осуществляющих государственный горный надзор, устанавливаются руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанным должностным лицам выдаются удостоверения установленного образца. Форма служебных удостоверений устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

9. Должностные лица, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, имеют право:

а) проверять в установленном порядке соблюдение требований федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также документы, являющиеся объектом мероприятий по надзору (контролю) и относящиеся к предмету проверки;

б) давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

в) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам государственного горного надзора;

г) проводить необходимые расследования и организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного горного надзора;

д) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и гражданами обязательных требований нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

е) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры административного воздействия в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, подавать в установленном порядке предложения о временном приостановлении деятельности в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, потери и (или) порчи имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и собственности;

ж) посещать для проведения мероприятий по контролю при предъявлении служебного удостоверения организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие работы, связанные с пользованием недрами, за исключением военных, оборонных и других режимных объектов, порядок посещения которых должностными лицами, осуществляющими государственный горный надзор, определяется совместно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

10. Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предусмотренные подпунктами "а" - "в", "е" и "ж" пункта 6 настоящего Положения, помимо прав в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения имеют право:

а) подготавливать представления о приостановлении всех видов работ, связанных с пользованием недрами, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

б) уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;

в) передавать в случае необходимости материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности;

г) привлекать в установленном порядке с согласия руководителей организаций специалистов для участия в работе органов государственного горного надзора.

11. Порядок оформления результатов контрольных проверок органом государственного горного надзора, а также формы предписаний по устранению выявленных нарушений и актов проведения проверок устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный горный надзор, необходимые условия для работы, а также предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по надзору и относящиеся к предмету проверки.

13. Лица, необоснованно препятствующие осуществлению государственного горного надзора, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот надзор должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

14. Решение органа, осуществляющего государственный горный надзор, может быть обжаловано в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Должностные лица, осуществляющие государственный горный надзор, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 февраля 2010 г. N 39

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ

ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

И ОХРАНОЙ НЕДР, УТВЕРЖДЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 МАЯ 2005 Г. N 293

 

1. В пункте 4:

а) подпункты "б" и "в" изложить в следующей редакции:

"б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;";

б) подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;";

в) подпункт "з" признать утратившим силу;

г) дополнить подпунктами "к" - "н" следующего содержания:

"к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

л) предотвращение самовольного пользования недрами;

м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.".

2. Пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:

"5. Взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, а также иными органами государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам:

а) безопасное состояние горных выработок, скважин и иных подземных сооружений;

б) соблюдение требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.".

3. В подпункте "а" пункта 11 слово "указания" заменить словом "предписания".

4. В пункте 12:

а) подпункт "в" после слов "пользователям недр" дополнить словами "обязательные для исполнения";

б) дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) проводить необходимые расследования, организовывать в установленном порядке проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам государственного геологического контроля.".

Постановление о лицензировании деятельности по проведению экспертизы ПБ

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2012 г. N 682

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2012 N 1399,

от 21.05.2014 N 471, от 06.10.2015 N 1067)

 

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 389 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2851);

пункт 10 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 13 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

 

 

 

 

 

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 4 июля 2012 г. N 682

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2012 N 1399,

от 21.05.2014 N 471, от 06.10.2015 N 1067)

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза).

2. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность предусматривает выполнение в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следующих работ и услуг:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

а) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2014 N 471)

б) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2014 N 471)

в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2014 N 471)

г) проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2014 N 471)

д) проведение экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2014 N 471)

е) проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2014 N 471)

4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности являются:

а) наличие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности (далее - эксперты), которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для одного из которых работа в этой организации является основной;

б) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для одного из которых работа в этой организации является основной;

б) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, соответствующими требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и аттестованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности;

г) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также прилагает опись документов, предусмотренную пунктом 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов, заверенные соискателем лицензии;

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес осуществления лицензируемой деятельности, а также представляются следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов, заверенные лицензиатом;

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по новому адресу осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

8. При намерении лицензиата выполнять работы (оказывать услуги), составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются наименования новых работ (услуг), а также представляются следующие документы и сведения:

а) копии приказов о приеме на работу экспертов, заверенные лицензиатом;

б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов;

в) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг) и принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);

г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг) и принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

9. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, в том числе в электронном виде, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

11. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

12. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах (сведениях о документах), а также соблюдения лицензиатом лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

13. За предоставление или переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

14. Информация, содержащая сведения, предусмотренные частью 1 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2015 N 1067)

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2012 N 1399)

Постановление о порядке подверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2013 г. N 1204

О ПОРЯДКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОБЫЧИ КОНДИЦИОННЫХ РУД

ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ НА УЧАСТКЕ НЕДР НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАТУ

 

В соответствии со статьей 342.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

а) подтверждением завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату является подписание акта о ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с добычей кондиционных руд черных металлов (далее - акт). Акт подписывается должностным лицом Федерального агентства по недропользованию (его территориального органа) и должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориального органа);

б) датой завершения ликвидации (консервации) горных выработок и иных сооружений, связанных с добычей кондиционных руд черных металлов, является дата подписания должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориального органа) акта;

в) копия подписанного акта и приложений к нему в 3-дневный срок направляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальным органом) в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором пользователь недр состоит на учете.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г. и применяется по 1 января 2024 г. включительно.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Постановление о порядке разработки и утверждения административных регламентов

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2005 г. N 679

О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ФУНКЦИЙ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ

от 29.11.2007 N 813, от 04.05.2008 N 331,

от 02.10.2009 N 779, от 16.05.2011 N 373)

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.

2. Исключен. - Постановление Правительства РФ от 29.11.2007 N 813.

3. Внести в Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), следующие изменения:

а) абзац третий пункта 1.2 признать утратившим силу;

б) дополнить пункт 4.1 подпунктом "о" следующего содержания:

"о) утверждает по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг.";

в) дополнить пункт 4.2 подпунктом "з" следующего содержания:

"з) утверждает по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг.".

4. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

5. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

 

 

 

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 11 ноября 2005 г. N 679

 

ПОРЯДОК

РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

(ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ)

 

Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.

Постановление о рекультивации земель, снятии, сохранении и рац использовании

  • Рубрики: В сфере недропользования
  • Тип издания: НПА
  • Язык: *

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 февраля 1994 г. N 140

О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ

И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ

 

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

2. Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Инструктивно-методические документы, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

3. Государственному Комитету Российской Федерации по статистике по предложению Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации уточнить формы отчетности по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию»

  • Рубрики: В сфере недропользования, Правительство Российской Федерации
  • Тип издания: НПА
  • Год издания: 2004
  • Страниц: 6
  • Язык: *
  • Читать on-line

Авторизация

Фильтр

О комплексе

Контакты

Техническая поддержка сайта

  1. Книги
  2. Журнал
  3. НПА